Рандомная мысля: начинающим плёночникам нужна намоточная машинка

Я фотографирую на фотоплёнку уже 10 лет. Полный переход на ч/б и самостоятельную проявку совершил только в этом году, можно сказать, хотя первые ч/б были обработаны ещё три-четыре года назад.

Однако, как и любое хобби, увлечение сие затратно. Самые дешевые свежие плёнки заводской намотки стоят не менее ~500р./36к. в поштучных лотах и не менее 400р./36к. - в лотах по несколько штук.

Плёнки домашней намотки - можно и в районе 200 рублей найти, но это будет советская просроченная киноплёнка семейства КН или технические фотопленки типа Микратов, у которых остаточная чувствительность в районе ISO 6.

На такое можно адекватно пофотать только при ясном солнце, либо нужно раскошелиться на штатив, чтобы использовать выдержки медленнее 1/30с. без риска шевелёнки.

Помимо всего прочего, можно нарваться на неэтичных продаванов, которые вместо реальной чувствительности указывают более ходовую. Например, на Авито был продавец, который продавал "свежую" киноплёнку Свема КН-2 как ISO 200, не обращая внимание на тот факт, что Свемы не существует уже ~20 лет, а их преемник Аструм вряд ли захочет торговать с Россией в текущих реалиях.
Другой пример: на Ozon есть чувачок, продающий плёнки под брендом Тасма Аэро. Если вы снимали на современные Тасмы, вы в первую очередь подумали бы, что он заказывает с завода аэрофотоплёнки Тип-25Л или Тип-42Л и разматывает в кассеты. Хой там! Это их предшественница Тип-25К, которую в последний раз видели свежей в 2008 году. Её остаточная чувствительность на сегодняшний день оценивается как ISO 50. И этот нехороший человек продаёт одну и ту же плёнку в чувствительностях от ISO 100 до ISO 800. Также он оценивает её в аккурат по низу цен нормальных плёнок - в районе 500 рублей, ввиду чего страдают как раз те, кто только втягивается в плёночное фото и не отличают заводское от домашних заготовок.
Ещё одна проблема Типа-25К: самая противная подложка среди всех доступных у нас фотопленок. С одной стороны, легко рвётся в механических фотоаппаратах, с другой - обладает лютым эффектом памяти: её выгибает по всем осям даже после месяца под прессом. Медвежья услуга начинающему плёночнику.

Ввиду этого имеет смысл сразу смотреть в сторону бобин 35мм х 30,5 м (иногда длина округляется до 30 метров, или приводится в имперских величинах - 100 футов) от современных производителей, ибо с ними сложнее ошибиться.
Например, известно, что найти новые плёнки Тасма в бобинах затруднительно, ибо линию запускают только при наличии госзаказов, и заказы частников примазывают к ним, чтоб два раза не вставать. При этом "Татарские светоматериалы" отпускают её дороже, чем зарубежные конкуренты. Плюс при попытке поискать без опыта Тасму на вторичке есть риск нарваться на постсоветскую просрочку или бобины советских лет. Поэтому можно смело вычеркнуть этот бренд из списка интересов, дабы облегчить себе жизнь.
Три реально распространённые линейки дешёвой фотоплёнки в бобинах 30,5 метров - это Agfa Aviphot PAN 200, Fomapan 100, 200, 400 и Lucky SHD400. Последние две представлены на Озоне, а вот Агфу проще добывать с рук на Авито, ибо я пока не понял, из каких магазинов люди её достают на перепродажу. На Авито также попадается LUСКY Аerial film 1021, но не знаю, имеет ли смысл брать её, когда есть SHD400, которая на 1000 рублей дешевле



Помимо тридцатиметровых бобин, есть ещё вариант 17 метров. Но цена на них при этом не в два раза ниже, а значит, цена одной кассеты собственной намотки приближается к покупке аналогичной плёнки в кассетах заводской фасовки, поэтому смысла их рассматривать особо нет.
Впрочем, иногда в категории 17 метров на Озоне можно встретить новые виды плёнок:

Однако что в категории 30 метров, что в категории 17 метров есть один легендарный производитель, который вас сильно расстроит - Ilford. Одна из последних компаний, делающих плёнки, характеристики которых отвечают заявленным. В том числе, фактическая чувствительность примерно равна чувствительности, приведенной к международному стандарту: иными словами, если в названии плёнки цифра 400, то там почти реальное ISO 400 (обычно в районе ISO 320, чем можно пренебречь, ибо динамический диапазон хороший). Но почему-то бритты отпускают бобины по такой цене, что их невыгодно покупать в сравнении с кассетами заводской фасовки - в пересчёте на одну штуку цена та же.

Намоточные станки просты в освоении. Конечно, страшно просрать 30,5 метров плёнки разом, но процедура заправки простая - закинул разобранную намоточную машинку и упаковку с бобиной в лабораторную сумку, распаковал вслепую бобину и вставил её на ось машинки, пропустив конец плёнки через щель подавателя. Собрал машинку и достал это дело из сумки. Усё, готовэнько!
Пример того, как это делается, со старой американской машинкой Telesar Computerized Film Loader.
Единственное, что нужно иметь в виду при выборе машинки: есть два стандарта толщины центральной оси: 8мм и 16мм. Хорошим тоном считается, когда ось изготавливается под 8 мм, и к ней прикладывается втулка на 16. Если втулки нет - ничего страшного, лишь бы центральная ось была не 16 мм, иначе некоторые бобины типа Лаки и Илфорда не налезут.
Пример машинки здорового человека. Я буквально был первым её покупателем - человек только начал производство. Видно переходник на 16мм на оси, он мне пока не понадобился, ибо снимаю на Лаки.

Намоточные машинки стоят от 800 рублей. Та, что на фото выше - 2100 рублей на Авито. Бобина Лаки 30,5 метрво - ~5000 рублей. Удовольствие - бесценно.
С одной бобины получается 18 кассет по 36 кадров, можно использовать как современные так и советские кассеты. Плюс никто не заставляет мотать по 36 кадров. Если нужно быстро протестировать фотоаппарат или фотохимию, можно зарядить 12 кадров и меньше. Чем я сейчас и занимаюсь, ибо есть пара фотоаппаратов, которые надо испытать, параллельно наладив процесс проявки.

Необязательно иметь на руках 18 пустых кассет - плёнка хорошо хранится внутри самой машинки.
Пипец тонкости....
У, как сложно. А в детстве, помнится, был и увеличитель, и красная лампа, и ящик химии и прочая и прочая... И фотки - то жёлтые, то темные, то мутные. Профессионалы жи
Спасибо за пост! Всегда с удовольствием читаю про плёночные эксперименты!
Я как-то пропустил мимо всю эту движуху с плёнками. Застал только "мыльницы" и повсеместно продающиеся плёнки kodak, в суть которых не вникал - отщёлкал, сдал в проявку, убрал в ящик. А дальше уже цифра пошла. Но с интересом в детстве разглядывал советский Зенит (или что-то типа него), лежавший у деда в шкафу.
А есть где-то поясняющий пост про плюсы и минусы? Периодически вижу людей с пленочными фотоаппаратами. Сама снимаю на полнокадровую зеркалку, и временами депрессую, когда мои общие фото с мероприятий хуже, условно, фото айфонщиков, потому что сама ступила и не поставила, например, побольше iso. А с пленочным фотиком мне бы вообще на таких мероприятиях делать было нечего, и мой удел был бы неторопливая художественная фотосъемка...? Или нет?