Компьютерное пиратство в России. Часть 2. Те самые 90-ые: Горбушка, Фаргус и Реаниматоры
Продолжаю публиковать свой авторский материал о компьютерном пиратстве на территории России. В первой части моей статьи мы вкратце пробежались по игровым приставкам, а также посмотрели на предпосылки зарождения всей движухи вокруг игр и программного обеспечения на ПК. Сегодня перейдем непосредственно к делу и рассмотрим историю развития оффлайнового рынка.
И так, Россия. Сколько чудных событий произошло на территории этой страны в 90-ые. Но для начала, хочу сообщить вам, что пиратство на территории нашей страны существовало еще до распада СССР. Ну а что вы хотите: сами персональные компьютеры страна советов активно копировала у запада, а значит и софт к ним нужно было где-то брать. О каких-либо отчислениях авторам на тот момент говорить явно не приходилось, а поэтому уровень пиратства в тот момент достигал 90 с лишним процентов. Справедливости ради сразу отмечу, что собственные разработки тоже были, хотя и в некоторых случаях на основе чего-то. Например, ДЕМОС (Диалоговая единая мобильная операционная система) была создана на основе BSD. А вот легендарный Лексикон - разработка собственная, в своё время ставшая сверхпопулярной на отечественных ПК. Её истории, пожалуй, стоит посвятить отдельную статью.
Ну а потом союз распался и нашу страну окончательно захлестнула импортная техника. Компьютеры потихоньку стали становиться все более доступными: в 97-ом году более-менее приличную сборку можно было, без учета монитора и периферии, приобрести за 500 долларов, ну а те, кто позволить их не мог, довольствовался покупкой с рук, зачастую уже существенно устаревшей на тот момент конфигурации. Тем не менее, даже старенькие "пни" частотой 75 Мгц могли запускать хоть что-то, а значит это "что-то" можно было продать.
Вот только формирование рынка техники не означало появления рынка лицензионного ПО. Как мы помним из первой части, большинство картриджей для приставок, которые были у российских детей - китайского производства, затем, когда продавцы освоились - "местного" разлива (если быть точнее, тот же Китай, по уже по заказу) и только их малая часть - это оригиналы для NES. Последние, конечно, котировались у игроков как раритет, но позволить их могли единицы. В ПК все было еще хуже: западные компании просто не понимали реалий российского рынка, пытаясь продавать продукт по сути за те же деньги, что и у себя, а поэтому цены на их оригинальную продукцию были заоблачными. Potoshop в середине 90-ых продавался за тысячу баксов, ОС Windows 95 стоила подешевле - "всего" полторы сотни. Игры тоже не сильно отставали: "лицензия" хорошей игры продавалась от 50 долларов и выше. Покупать легальные продукты за такие деньги, само собой, никто не стремился.
Как я уже сказал, пиратство в России зародилось как естественный и некоторое время единственный способ получить доступ к ПО. Появление лицензионных компаний вроде как должно было решить проблему доступности, но к этому моменту многие уже привыкли к "халяве", тем более что лицензионные версии стоили в разы дороже легальных версий. Типичная игра от официального западного издателя конца 90-ых (а затем и новоявленных локализаторов) продавалась в большой упаковке, в которую помимо диска вкладывали инструкцию, какой-нибудь постер, а иногда и стилизованную безделушку. Сейчас все это назвали бы подарочным изданием, тогда это был стандарт. Кроме того, игры привязывались к оригинальной стоимости продукта на западе с пересчетом на рубли по курсу. Никто и не думал о региональных ценах. В общем, недешевое это было удовольствие - купить лицензию.
Большая часть игр распространялась в менее легальной форме. Довольно частой ситуацией было, когда ты получал порцию различных игрушек на свежекупленном компьютере - их тебе туда накидывал заботливый продавец. Само собой, это были наиболее популярные у населения продукты. Вот как сейчас помню, на моем первом ПК был предустановлен Quake и я даже не думал о том, что его, оказывается, надо было покупать. В 90-ых начали формироваться профильные учреждения торговли, например, небезызвестная "Горбушка" (рынок у ДК Горбунова), Митинский радиорынок, "Савок" (Савёловский рынок). На этом фоне начали потихоньку формироваться и "брендированные" пиратские локализаторы. Одной из первых стала Акелла. Многих это удивит, но, да, крупный издатель в будущем, изначально клепал контрафакт, ибо других вариантов не было. Где-то рядом также появился и другой в прошлом гигант - Бука, чуть позже - СофтКлаб. За пару лет эти компании активно развернули свою деятельность, заключили договоры с западными компаниями и начали выходить на легальный уровень. Кстати, в рамках некоторого отступления стоит отметить, что стали активно поднимать голову и вполне легальные “софтовики” - PROMT, 1С и другие. Если раньше знатоки могли назвать разве что уже упомянутый Лексикон, то теперь появились такие решения, как FAR, антивирус Касперского, FineReader. На рынок пришли и иностранные гиганты, вроде Microsoft, пускай и не сильно осознающие как действовать в условиях столь дикого капитализма. В любом случае, вместе с ростом рынка, когда к концу 90-ых годов он действительно активно скакнул вперед, всех из ждала серьезная проблема: рост пиратства.
Во второй половине 90-ых начали появляться первые те самые известные многим “грязные” пираты. Если начавшая с пиратства Акелла в итоге перешла на легальную деятельность, то вот созданный на ее основа ФАРГУС о таком даже не помышлял. Собственно, он и создавался именно как пиратское ответвление от “волчьей компании”. Именно с Фаргуса, пожалуй, и началась история “ператских пириводов” в нашей стране. Фаргус очень быстро захватил рынок за счет доступности своих игр, при этом первые переводы отличались достаточно высоким качеством: для каждого продукта заказывали озвучку, над текстом работали живые люди, имелся свой контроль качества. С этой компанией зачастую работали те же люди, что помогали более легальным собратьям.Кстати говоря, украинская GSC Game World свою деятельность начинала именно с переводов, которые, если верить некоторым источникам, в том числе заказывали у нее и пираты. Фаргус и вовсе так разошёлся, что разработал собственную оболочку с инсталятором и загрузчиком. Олды, наверняка, вспомнят не раз измененные на рабочем столе обои из-за неснятой галочки и рыбок из того самого скринсейвера.
Но, как говорится, свято место пусто не бывает: вкусный рынок пираток был замечен и подхвачен другими компаниями. Кто-то пошел своим путем, например, легендарный 7-волк отделился от Фаргуса также, как тот в своей время отделился от Акелы, кто-то стал мимикрировать под сам Фаргус, выпуская второсортные подделки под чужим лого или копируя его условно оригинальные диски, появились новые игроки: 8 Bit, Triada, DOD Games и другие. Началась новая эпоха. Как известно, когда речь идет о бюджетном сегменте, количества всегда будет важнее качества. Вот поэтому это самое качество пираток начало стремительно падать. Из них нещадно вырезали контент, дабы уместить все на одном диске, а чтобы максимально уменьшить себестоимость, перевод скатывался до машинного уровня. О тестировании и корректуре даже не помышлял. Некоторые продукты могли и вовсе оказываться нерабочими. Сейчас модно выкладывать шуточные пародии на классические пиратки, а поэтому отличить шутку от суровой правды не так просто, но я вот, к примеру, помню тех самых “рыцарей, отправленных по почте” (в оригинале Mailed knights из Medieval Total War), в кучах игр Save как кнопка для сохранения называлась “Спасти”, ну а уж про классический “охладите траханье”, наверное, знают вообще все. Бывали и намеренные переделки. Например, Dragon's Lair локализаторы обозвали “Графом Дракулой” и даже внесли свои “исправления” в игру. А о апокалиптической WarCraft 2000 помните, кстати говоря? Между тем, именно такой продукт, по сути мод для Warcraft 2 некогда выпустила GSC Game World. Но по большей части ошибки были скорее случайными - в силу погони за релизом. Чем быстрее ты настрогаешь перевод, тем быстрее выкинешь игру на рынок, а значит и тем больше продашь ее.
В плане софта все было немного иначе: условными пиратскими брендами начали становиться различные сборники: “стопятьсот программ для винды”, “графические редакторы”, “компьютерный мастер” и все в этом духе. Различных вариаций на тематических рынках были вагон и маленькая тележка. Наверняка, от названий “Реаниматор” и “Золотой софт” сейчас пустят скупую мужскую слезу многие системные администраторы. Ну или придут в ярость. Саму Windows, само собой, тоже активно продавали. Многие были даже не в курсе, что эту операционную систему в принципе можно купить легально. Качеством здесь, опять же, не пахло. Кто-то делал особые оболочки и пытался настраивать установщики, но многие пираты просто набивали свои диски случайным набором программ со взломщиками. Были даже вариации с несколькими системами на одном диске. Само собой, они были жутко порезанными, а работа каждой из них не гарантировалась.
Для программ ситуация менялась тяжело и приручить жителей СНГ к лицензиям вне рамок коммерческой деятельности так и не получилось даже в двухтысячные, а вот для игр решение было найдено. Понимая ущербность своего положения по сравнению с пиратской продукцией, отечественные издатели нашли решение: во-первых игры начали продаваться в так называемых jewel-боксах, то есть квадратных пластиковых коробочках - без всяких бумажных руководств и прочих вложений. Во-вторых, с иностранными правообладателями были согласованы локальные цены. Это позволило существенно снизить стоимость легальной продукции, сделать ее конкурентоспособной с пиратками. Так как сами пиратские диски, повторюсь, к этому моменту стали совершенной рулеткой в плане качества, с кривым переводом, такое решение нашло отзыв у потребителя. Ты мало того, что получал относительно рабочий продукт, так еще и мог надеется на качественный перевод. Оставалась только одна проблема - сроки. Для качественного издания игры нужно время: перевести тексты, записать озвучку, где-то даже перерисовать текстуры. Для пиратки достаточно машинного перевода с минимум коррекции. Пока потребитель ждет лицензии, флибустьеры завалят рынок, особо активные игроки наиграются и приобретать лицензию не будет никакого смысла. Пришлось вновь договариваться - просить выдавать технические версии и исходные тексты для предварительного перевода, а затем максимально быстро собирать проекты в готовые билды после релиза на западе. И, знаете, это было действительно достижением: такая параллельная работа несет в себе множество сложностей, требуется контролировать не только свою работу, но и действия сторонних разработчиков. Тем не менее, издатели справлялись (ну, почти всегда) и мы получали свои локализации чуть ли не день в день с мировыми релизами.
В Warcraft2000 была очень классная музыка, в игру не так много играли, а вот многие треки еще долго слушали
Мне больше нравился Warcraft 2 с пиратской озвучкой «СловоПалитраКод», до сих пор в нее периодически зависаю. Там еще эльфы пидорскими голосами говорят и селяне недовольно "Чего надо, хозяин?". Причем до сих пор эта озвучка считается одной из лучших, что делались в России, пусть и пиратами
А еще эти файлы озвучки лежали просто в папочках рядом с игрой. И можно было записать свое и подсунуть игре. В детстве так развлекались.
Угу, они одно время были в midi и wav, потом пошли в ogg и mp3. Сейчас даже не представляю, что там делается. Мы с ребятами даже приветствие в винде в свое время на всякую фигню меняли, типа звука унитаза и "а хер ли ты ту забыл"
Опять же очень много ошибок и поверхностного, так, например о "Windows - версии" "Лексикон" - никакая это не виндозная версия, а именно DOS-софт, так винда версии 3.xx - это всего лишь оболочка под 16-разрядный DOS. К тому же "Лексикон" этот типа "виндозный" был очень популярным, не надо таких категоричных заявлений.
При этим в 90-е не было еще такого понятия как сборка Windows. Система обычно, тот же DOS или винда 95, 98, были чистыми. Это уже в нулевые появились сборки на базе XP, типа ZverCD и позже ZverDVD.
Фото аудиопалатки, выдаваемой за магаз контрафактного софта и игр из 90-х, порадовал. Особенно миньон из мультика "Гадкий я", который вышел в 2010 году.
Dragon's Lair же выходил и официально в 2007 году, 1С выпустила локализацию «Логово Дракона: Побег из замка Синджа». Та версия, о которой говорит автор, у меня даже была, она выходила в 2004 году, и это чистая пиратка, а не локализованная версия. Причем здесь 90-е, я хз. GSC Game World, будущие создатели "Сталкера", кстати, выпускали и очень успешную официальную стратегию в реальном времени "Казаки" в нулевые, о чем почему-то автор не пишет
Будешь ко всем теперь моим постам доёбываться? Тогда делай это качественно. Сейчас хуйня получилась, а не критика, потому что практически во всех пунктах ты сам ошибся.
Почему же ко всем? Нет, только где глупость. Чего ж так возбудился, если "хуйня"? Приведи контраргументы, "юрист" по авторскому праву в сфере программного обеспечения и знаток 90-х
Просто иди на хуй
Какой убожество, прости хоспади. Даже ответить нечем
Мне есть чем ответить, но смысл, Варп? Вот скажи, чего я тебе плохого сделал? Я тебя ни разу не оскорблял до этого момента (ну да, подъебнул в том диалоге, но не оскорбил), не писал, что ты нихера не понимаешь в теме, хотя очень хотелось. Пытался тебе детально раскрыть тему. Я, сцуко, час, наверное, потратил в прошлом нашем диалоге, чтобы разжевать тебе всю нюансы судебного процесса. Что ответил ты? Что я нихера не разбираюсь в теме, пишу обо всём подряд. Ты начал эту войну, ты меня оскорбил и сейчас делаешь вид, что я злодей. Зачем ты так поступаешь? Тебе скучно живётся, хочется диалога? Ок, давай общаться, давай спорить, только БЕЗ доёбок и без перехода на личности. Учись нормально общаться. Ты же и на капибаре доёбывался до людей, к тебе и так претензии были.
И вот тут, казалось бы, новый сайт, ты при первом же диалоге со мной решил, что охуенной темой будет начать меня буллить. Причём, ладно бы если я реально херь писал, но ты ведь реально из пальца высасываешь доёбки. Банально: какого хера ты вообще решил, что я считаю Лексикон программой, созданной изначально для Windows? Где ты это прочитал? Буквально в подписи к картинкие написано
На коробке в картинке написано в системных требованиях: Windows 3.1
Как ты это назовёшь? Опять скажешь, что ты тупо прав и точка? Тогда с тобой действительно нет смысла спорить.
Или давай нормальный диалог или нахуй вообще Лиспублику делать, если через 3 недели после запуска в ней заводятся токсики, которым главное насрать окружающим в душу?
Это не из-за какой-то обиды, хотя твои переходы на личность в прошлом мне были не то, чтобы обидны, скорее непонятны. В душу я тебе не срал, не планировал и не собираюсь. Вполне возможно ты считаешь, что сейчас я захожу не на свою территорию, но ты не прав. В прошлый раз опять же ты обвинил меня в некомпетентности по юридическим вопросам, с чем я не согласился, при этом ты перешел на мою личность, но это пофиг в принципе. У каждого свое мнение.
Сейчас ты сделал посты об играх и 90-х, в том числе и о компьютерах и софте, в этом я разбираюсь, чтобы ты не сомневался. Я их прочитал, с чем-то согласен, с чем-то нет. С чем не согласен достаточно аргументировано, на мой взгляд, написал в комментах, можешь это проверить. В том числе, например, о Windows 3.11, с которой когда-то даже работал. Это действительно очень неплохая система для своего времени и по сути DOS с UI. "Лексикон" тоже досовский, несмотря на то, что у него был визуальный инстоллер под интерфейс винды. Об этом ты тоже можешь прочитать, если мне не веришь. Остальное то же самое. Даже с магазинчиком аудио, ты даже не обратил внимания на миньона, когда запостил фотку. Никакого негатива я, когда писал, не испытывал. Просто констатация факта.
Ты же сейчас обвинил меня, что я "насрал тебе в душу", послал меня нахуй и в очередной раз обвинил меня в некомпетентности, после заговорил о том, что это я не веду нормальный диалог и обвинил в токсичности. То есть мнение высказывать тут нельзя нынче что ли? Ты вроде мнение даже конкретно обо мне высказывал, а не о моих постах, почему-то тебя это совершенно не смущало. Как ты думаешь, буду ли я к тебе после всего этого относится как к хорошему специалисту? Постараюсь, конечно, но язык мой - враг мой, пусть зачастую я действую и осознанно. При этом я еще даже не затронул тему всяких какелл, седьмых волков и фаргусов. Ты бы ради разнообразия хотя бы достаточно объемные статьи о них прочитал с лурка, там цинично, но очень интересно. И, в качестве резюмирования: если токсичность для тебя - это комментарии в том, что ты не прав и указании тебе на твои ошибки, то ты что-то не то говоришь. При этом ты уже несколько раз перешел все границы и заперся на обсуждение моей личности. И еще раз, мне совершенно пофиг было бы, кто это написал. Вначале, когда я увидел фото с картриджами, даже не думала об авторе, просто прочитал. Можешь звать модератора, если желаешь. Я останусь при своем мнении - статья поверхностная, в ней много ошибок и недосказанностей. При этом никакого негатива к тебе как к личности я не испытываю. Вот как к специалисту есть определенные вопросы, но это сугубо мое мнение, я его никому не навязываю
Хорошо, давай заёдём с обратной стороны. Я тебе уже про Лексикон ответил, указал что именно на картинке и о чём подпись. Я не опровергал идею о том, что Лексикон был разработан изначално под ДОС. Однако, ты вновь мне пишешь, что ты в теме разбираешься, а я нет. Так я ведь и не спорю, что разбираюсь, просто твоя претензия очевидно была ошибочной. Банально, ты можешь написать "да, я был не прав, не увидел" - и всё, отдельно взятый локальный конфликт пресечён на корню. Но ты упорно делаешь вид, что не заметил моего ответа. В чём проблема?
И так во всех остальных ветках наших дискуссий. Я трачу кучу времени на написание статей, фактчекинг, вставку судебной практики. Да, блядь, я не специалист во всём, я не утверждал этого никогда, но я выступаю подготовленным и даю достоверные сведения. Ты же просто пишешь "я не согласен". Ок, не согласен - на этой все имеют право, но при этом утверждаешь, что всё объяснил уже. Где оъяснил? Что объяснил? Если на банальном примере я вижу, что я написал одно, о ты обвиняешь меня в другом. Это твои объяснения?
Даже здесь и сейчас, когда я тебе всё детально расписал что я имел в виду и почему твои претензии беспочвенные, ты продожаешь эту игру. Спор ради спора. Мне такое уже неинтересно банально. Я готов подискутировать с аргументами и уважением сторон. С тобой, увы, это невозможно.
Варп, ну реально, ты либо тролль, либо у тебя ну очень специфический характер, который мне не дано постигнуть. Я не хочу с тобой конфронтировать, не хочу разводить срач. Хочешь писать комментарии, пиши - это твоё личное право. Я останусь при своём мнении, ты при своём.
Ну а введут функцию игнора комментов, я первым делом тебя в этот список внесу и будет всем радость, цветочки и белочки. Ты пишешь своё, я своё.
Хм, да я не против, игнорь. Это ж не запретить мне выразить свое мнение, если я не согласен, так ведь? Из твоего вот этого полотна один вывод напрашивается: "Я прав по умолчанию, и нефиг мне тут втирать обратное, иначе ты плохой". Вот и все
Из моего "полотна" (ах да, ты снова не смог удержаться от уничижительного высказывания) значит, что ты НЕ смог доказать мою неправоту. Короче, я в третий раз совершил эту ошибку. Вот за это спасибо - показываешь, что мне ещё очень далеко до умения контролировать свои эмоции.
Считай, как считаешь. Ты ж меня первый пиздаболом назвал и нахуй послал. Я считаю себя в этом случае точно правым, на этом, пожалуй, и закончу этот уже беспоедметный разговор
А вот тебе по существу, как просил. По Лексикон уже ответил. Теперь про остальное
1. Сборники. Упомянутый в статье реаниматор
2. Павильон в фото к статье в принципе НЕ выдаётся как софтовый. Это просто художественное оформление, показывающее примерный внешний вид торговых точек тех лет. Без утверждения, что на картинке именно 90-ые и именно софт. Я не нашёл более подходящей фотки. Можно было бы попросить у людей с моей позапозапрошлой работы - у них наверняка есть, но я поленился.
3. Рассказ про пиратство, а не про игры. Почему нужно именно обязательно Казаков упоминать? Я, помимо этого, Акеллу назвал и Буку - у них тоже разные игры выходили, но претензия именно по GSC. Почему?
1. Реаниматор - это загрузочный диск, а не сборка пиратского софта или ОС модифицированная для установки, он позволяет получить доступ к установленной системе, файлам и решить проблемы, если твоя материнская система не грузится, например, просто исправить ошибки битой файловой системы, FAT16 или FAT32, не помню уж, что там было на виндах в 90-х.
2. Ты вообще выдал фото за фотку из 90-х, это следует из текста.
3. Ты просто говорил о GSC как о пиратах, насколько мне известно никаких претензий по поводу создания Warcraft 2000 у Blizzard к ним не было, это всего лишь дополнительные карты, которые пилились встроенным редактором карт и после продавались. Тогда ее не было такого понятия как мод, поэтому и продалось все как игра. При этом опять же, ты не сделал никакого упора, что они по сути не пираты
1. Реаниматор - ЭТО и сборка, и несколько версий винды, и загрузчик. Потом плавно перешло в вот такое:
Разделять прямо детально на "вот это было строго в 90-ые, а вот это только с такого-то года" смысла не вижу.
2. Я не выдаю фотку за реальное фото, датированное точно 90-ых. Я даже специально подписал "выглядели ПРИМЕРНО так"
3. GSC когда-то были напрямую связаны с пиратами - это факт. Поэтому я их упомянул в контексте пиратства.
Ты хочешь сказать, что опять не докапываешься на пустом месте, выдирая отдельные детали из контента серьёзно? Ты хочешь нормального диалога или нет, не пойму?
Еще раз - это загрузочный диск. На нем прямо так и написано, обрати внимание. Он грузится в оперативную память и не требует установки. Ты можешь проверить с его помощью комп на вирусы, "отремонтировать" свою ОС, просто отредактировать свой какой-то документ, если он нужен, а система не грузится.К таким сборкам у той же MS достаточно прохладное, но негативное отношение, есть сборки подобные и на Linux. Почитай вначале и пойми разницу. После перезагрузки у тебя будет тот же компьютер, все из ОЗУ удалится.
Во-вторых, ранее уже написал, из текста следует именно то, что это и было в 90-х. Спорить по этому поводу я даже больше не буду.
В-третьих, у нас все были так или иначе связаны с пиратами в то время, дискеты в принципе не давали защиты от пиратства, диски тоже. Корпорации крупные официально многие на рынке не были представлены и не рассматривали Россию вообще в качестве рынка сбыта. Та же упомянутая тобой "нинка" вообще плевала на Денди до определенного времени, потом пошла на соглашение со Steepler, как и Сега, выдав в качестве альтернативы официальные продажи 16-битных консолей.
И я не докапываюсь на пустом месте и не выдираю что-то из твоего поста. Я говорю о том, что не является фактом. Это принципиальный вопрос. Это ты сейчас просто утверждаешь, что твоя статья во всем права, это не так
Ты докапываешься, потому что ты изначально написал "очень много ошибок". По всем твоим претензиям я ответил почему это не ошибки, но ты продолжаешь гнуть свою линию, просто не замечая суть моих ответов. Я написал про "сборник", ты докопался к незначительным деталям, сведя всю до "это не сборник - это загрузочный диск". Я тебе прямо указал на то, что твоя претензия относительно Лексикона некорректна, что ты сделал? Просто заигнорил мой комментарий.
Извинения? Нет, конечно, Варп не извиняется, а ещё больше наваливает негатива.
Повторю свой исходный вопрос: зачем? Тебе не хватает общения, нужно за счёт меня самоутвердиться или что? Ты хоть скажи, что мне делать: соглашаться с тобой во всём или тебе удовольствие исключительно грязные склоки интересны?
Прочитал только. Нет, мне общения хватает, со мной соглашаться не надо. Просто ты, как юрист, сейчас все ошибки новичка допускаешь: оскорбляешь, переходишь на личности, не аргументировано отвечаешь. Ошибок у тебя много, и ты их не признаешь. Вот и все. Не признавай, пожалуйста. Но мнение у у меня останется, это же мое мнение,, или что? Можешь, кстати, еще спросить, хватает ли мне секса))) уж это, конечно, улыбнуло – выяснение, что же у меня в жизни не так) Давай закончим
Очень много материала узнал из поста. 👍
С разработкой эвм в союзе всё было сложно. И в целом были вроде как неплохие перспективы, а потом всё пошло по одному месту.