Как бы вдогонку к предыдущему посту сделаю ещё один. Решила даже не откладывать на завтра, а сразу кинуть.
Бугай — тоже довольно редкая штука. Настолько, что даже картинок в гугле с ним найти можно очень мало. Тем не менее, инструмент интересный и необычный.
Это фрикционный барабан, как бы неоднозначно данное словосочетание ни звучало. Само слово "бугай" означает быка, и звук инструмента напоминает его рёв.
Грубо говоря, это барабан с воткнутым в центре пучком конского волоса. Звук извлекается посредством дёргания этого пучка мокрой рукой. Высота звука меняется в зависимости от расположения руки.
Как нам говорит Википедия, "Бугай широко распространён в странах, которые входили в состав Австро-Венгрии. В этих странах игра на бугае являлась важной частью рождественских и новогодних праздников". Насколько я поняла, в основном он известен в Молдове (там он называется Buhai – не глагол в повелительном наклонении!) и в некоторых частях Украины.
В общем-то, информации о нём немного.
Есть Ютуб шортс с демонстрацией звучания:
И есть опять же группа ONUKA (поэтому и в продолжение прошлого поста).
В песне присутствует записанный звук бугая в качестве семпла и аж два инструмента на сцене: один у мужика в центре и второй у кого-то из оркестра.
И трембита из прошлого поста есть :)
Примерно на 2:25 заканчивается интро и появляется бугай.
Продолжаю обзор инструментов! Вспомнила ещё один интересный духовой.
Трембита (трембіта) – западноукраинский (гуцульский) национальный деревянный духовой инструмент. Входит в книгу рекордов Гиннеса как самый длинный духовой инструмент. В некоторых источниках указывается длина до четырёх метров, в других — аж до восьми.
Подвиньтесь, а то зашибёт.
Трембита схожа с альпийским рогом (альпхорн), однако используют их немного по-разному. Альпхорн лежит одним концом на земле, в то время как трембиту держат на весу. Представляете, какие сильные руки у дядек, которые на них играют?
Так играют на альпхорне
А так – на трембите
Изготавливается инструмент из цельного ствола пихты, который разделяют пополам, выскребают сердцевину и скрепляют половинки обручами из еловых веток. В узкий конец вставляют мундштук. Ну, это если аутентично делать. В итоге, чем тоньше трембита, тем чище звук.
Стреляю нафиг!
Изначально трембита была средством связи: одновременно мобильник, будильник, часы, сигнализация, сирена. Пастухи сигнализировали о местонахождении стада овец, сообщали о времени начала и конца рабочего дня, иногда предупреждали об опасности. Также звуком трембиты в поселениях оповещали о рождении и смерти.
Нынче трембита используется только как народный музыкальный инструмент.
А теперь давайте слушать! В современной украинской фолк-музыке трембита используется очень даже активно. Так что сегодня у нас в меню группа ONUKA, исполняющая смесь этно и электроники.
Трембиты прямо в начале. Одно и то же видео с Ютуба и ВК.
Ворвусь в волну инструментов тоже с духовым. Я больше интересуюсь всяким фолковым старьём, так что будет фолковое старьё.
Знакомьтесь. Это лур, он же lur, lure или lurr. Вы наверняка никогда о нём не слышали, и в этом нет ничего удивительного. Лур — это древний скандинавский (датский) музыкальный инструмент аж из бронзового века. И из бронзы, неожиданно, да. Технически попадает в категорию медных духовых инструментов, что уже странно, но объяснимо.
Найдено их всего около 60 штук. Инструмент использовался как церемониальный и религиозный, если верить немецкому археологическому сайту.
Если очень интересно, вот гугл-перевод статьи. Я просмотрела, он довольно неплох, даже редактировать не стала.
Реорганизация Государственного управления археологии (LfA) включала, помимо прочего, пространственную реструктуризацию исследовательской коллекции (которая в нынешнем виде существует с 1951 года). В ходе этого процесса была обнаружена копия духового инструмента бронзового века – лура (рис. 1). Этот оливковый, патинированный, S-образный инструмент длиной около двух метров долгое время экспонировался в одной из витрин большого зала (рис. 3). Он представлен посетителям с большой гордостью, поскольку луры – одна из самых интересных находок бронзового века. Предмет представляет собой копию лура из Гарлштедта в Нижней Саксонии, найденного около 1830 года во время строительства дороги к северо-западу от Бремена. Оригинальный инструмент – один из более чем 60 известных лур, найденных преимущественно в южной Скандинавии и на севере немецкого побережья Балтийского моря. Гарлштедтский лур – самая южная находка на сегодняшний день. В Саксонии-Анхальт до сих пор не было найдено ни одного инструмента подобного типа.Луры уже некоторое время вновь стали предметом повышенного научного интереса, прежде всего в экспериментальной археологии. Как категория находок, эти инструменты характеризуются исключительной однородностью. Практически все луры были найдены в болотах или топях. Это позволяет предположить, что они являются жертвенными приношениями, которые следует рассматривать в контексте религиозных верований бронзового века. К сожалению, довольно скудная документация находки в Гарлштедте позволила предположить, что это был погребальный инвентарь в кургане. Эта находка является исключением по сравнению с местами находок других луров.Многочисленные луры были найдены в виде зеркальных пар. Наскальные рисунки бронзового века на западном побережье Швеции также изображают игроков на луре парами. В связи с этим возник вопрос о существовании зеркального аналога лура в исследуемой коллекции. Случайная находка дала ответ.Зимой 2002/2003 года магистр искусств Иоахим Швин (Гамельн) прочитал лекцию в Институте музыковедения Галле-Виттенбергского университета имени Мартина Лютера, посвящённую истории рецепции луров бронзового века в XIX и XX веках. После музыкальной демонстрации копии лура из Нижнесаксонского государственного музея в Ганновере, была осмотрена коллекция инструментов в Доме-музее Генделя/Институте музыковедения в Галле, где была обнаружена копия другого лура. Её сходство с инструментом из исследовательской коллекции Земельного управления по археологии было поразительным. Дальнейшие исследования показали, что оба экспоната являются копиями лура Гарлштедта, фрагменты которого сейчас выставлены в Государственном музее Ганновера. Они, как и две копии в Государственном музее Ганновера, были, очевидно, отлиты в первой четверти XX века методом литья по выплавляемым моделям ганноверским литейщиком латуни Отто Хегеманном по заказу Ханса Хане (рис. 2). До того, как в 1912 году Хане занял пост директора Государственного музея в Галле, он был помощником директора тогдашнего Провинциального музея в Ганновере.
Из статьи мы можем узнать, что многие луры были зеркально парными.
Поэтому есть такие изображения.
Но вам наверняка интереснее, как эта огромная дудка звучит. Что ж, звука оригинальных луров вы не найдёте, но не расстраивайтесь. Существует такая великолепная норвежская фолк-группа, как Wardruna. Они очень увлекаются старинными скандинавскими инструментами и используют в своих песнях в том числе луры (вероятно, относительно современные реплики). Собственно, благодаря им я об этом инструменте и узнала.
Вот видео. Одна и та же песня, но видео с Ютуба и ВК из разных выступлений.
Ютуб
Ещё Ютуб
ВК у меня почему-то опять не вставляется, держите просто ссылку.
Как можно услышать, лур издаёт низкий гул. И всё. Но мне нравится.
Это тебе!)