Отгадай-ка
В середине 19 века военный генерал-губернатор Петербурга прославился тем, что был скор на расправу. Во время его правления людей то и дело упрятывали за решетку, в полицейский карцер, прозванный в народе по его фамилии. Назовите его фамилию.
Правильный ответ дала @rammdarkfunny
Камеры названы в честь Кутузова. Но не того самого знаменитого полководца, а в честь его троюродного брата - полицмейстера Петербурга Павла Васильевича Голенищева-Кутузова. Под его началом в Петербурге появились камеры при полицейских участках для временного размещения правонарушителей - карцеры, за что Павел Васильевич и был увековечен в народной речи.
Личность Павла Васильевича Голенищева-Кутузова сама по себе была преинтереснейшая.
Когда император Павел I увидел на одном из плац-парадов, как впереди колонны гарцует молодой офицер Павел Голенищев-Кутузов, он немедленно повелел сделать его своим флигель-адъютантом.
Впрочем, флигель-адъютант – служба придворная, даже хуже того – домашняя. «Флигельные офицеры» следили за порядком в царских покоях, ни к какой политике их не допускали. А Павел Голенищев-Кутузов был человеком амбициозным. И, в общем, имел все основания к тому: высокое происхождение, личная доблесть, остроумие, внешний лоск, сильный характер, глубокий ум. Служа при Павле, Голенищев-Кутузов познакомился с великим князем Александром, они даже стали приятелями. Через несколько дней после того, как Александр I взошел на престол, он назначил Павла командиром Кавалергардского полка.
Помните, была в одной песне такая строчка – «кавалергарда век недолог»? Это не фигура речи, а суровая правда жизни. Кавалергарды – конная гвардия, отборные войска, которые в сражениях, когда чаша военной удачи колебалась, направлялись на самые опасные участки. За три года, что он был командиром полка, он участвовал во всех баталиях, в которых действовали кавалергарды. При штурме Измаила в 1807 году лично возглавил атаку. А за бои с турками в 1808 году ему была пожалована золотая сабля как знак исключительного воинского отличия.
Историки восстановили, что в Кавалергардском полку случались самые большие потери в боях. За одну атаку кавалергарды могли потерять до 15% личного состава.
Когда в Россию вошли наполеоновские войска, Голенищеву-Кутузову поручили собрать Ямской полк. Это задание Голенищев-Кутузов выполнил, набрав и обучив (и обмундировав за свой счет, следует заметить особо) 3747 конников. Ямской полк гнал Французов до самого Парижа. А когда русские войска вошли в Париж, именно Голенищева-Кутузова царь отправил в Петербург с донесением о победе. И тот доставил его ровно через две недели. За весть о победе, Павлу даровали серебряную кружку, в которой было сложено четыре тысячи золотых червонцев. Кружку генерал оставил себе «на память», а на все деньги учреждил общество «призрения разоренных от неприятеля жителей».
После войны Голенищева-Кутузова призвали в Петербург и сделали его главным полицмейстером столицы. Как и после любой войны, в столице бушевал разгул бандитизма. Генерал-губернатор начал жесткую борьбу с любым беззаконием. Гребли вообще всех, кто нарушал правопорядок - даже в мелочах.
Народ, которого городовые тащили в тюремную камеру за каждое прегрешение (нетрезвый вид, громкое пение или торговля булками в неположенном месте) немедленно сообразил, кто тут вводит такие порядки. И именно тогда и появилось слово «кутузка».
На этом посту Голенищев-Кутузов дослужился до самого восстания декабристов на Сенатской площади. Генерал Голенищев-Кутузов оставался рядом с императором Николаем весь день в качестве личной охраны, продемонстрировал хладнокровие и отвагу, за что был назначен председателем следственной комиссии по делу декабристов. А в июле 1826 года император поручил ему руководить казнью декабристов на Кронверкском валу Петропавловской крепости. Голенищев-Кутузов образцово выполнил и это поручение, составив после казни подробный детальный отчет о том, как все происходило. Именно из этого отчета стало известно, что во время казни веревка трижды обрывалась и троих из пятерых осужденных пришлось «перевешивать» повторно. Как известно, существовал обычай, что если гнилая веревка обрывалась, смертный приговор отменялся. Однако Голенищев-Кутузов без колебаний дал команду: «Вешать снова!».
За это (а также за «кутузки») Голенищева-Кутузова сильно не любили в советской историографии. Не писали ни о его боевых подвигах, ни о том, что он пять лет был губернатором Петербурга. И на этом посту сделал весьма много полезного для столицы Российской империи. При нем были построены здания Александринского театра, Сената и Синода, а также Лесного, Межевого и Технологического институтов, Главного штаба. Особое пристрастие Павел Васильевич имел к строительству мостов: началось сооружение Большого и Малого Конюшенных мостов через Мойку, были построены Банковский и Львиный через Екатерининский канал, Египетский через Фонтанку, Первый Инженерный через Мойку, Строгановский через Большую Невку. Кроме того, открылись Мариинская больница на Васильевском острове и Петербургское театральное училище.
Здесь надо еще заметить, что Павел Голенищев-Кутузов был одним из немногих (очень и очень немногих), кто за свою жизнь собрал «полный иконостас»: став кавалером всех высших российских орденов: Св. Анны 1-й степени (1810, бриллиантовые знаки к ордену — 1811), Св. Александра Невского (1817), Св. Владимира 1-й степени (1841), Св. апостола Андрея Первозванного (1830).
Надо вспомнить и еще одно доброе дело, которое затеял этот человек. Именно Голенищев-Кутузов своим решением ввел военные пенсии, учередил и разработал устав Александровского комитета о раненых – первого в России учреждения, которое оказывало помощь инвалидам-солдатам, пострадавшим в боях. Голенищев-Кутузов разработал целую систему, по которой пополнялась казна Александровского комитета. Например, в армии были установлены вычеты за ордена (каждый награжденный платил 10% стоимости ордена, деньги шли на помощь военным инвалидам). Каждый петербургский театр раз в сезон давал спектакль в пользу военных инвалидов – и на такие спектакли устанавливалась тройная цена за билеты, и все билеты раскупались. Одна восьмая часть за продажу всех военных трофеев также направлялась на нужды военных инвалидов. Значительные суммы поступали в инвалидный капитал в виде пожертвований, которых за 1814-1825 годы сделано было свыше 1 700 000 руб. Кроме того, в инвалидный капитал поступало по мере получения жалование императора Александра I по званию шефа лейб-гвардии Преображенского полка.
Всё это привело к тому, что капиталы Комитета быстро возрастали, достигнув к 1825 году значительной суммы в 6 млн. руб.
Он умер 1 ноября 1843 года и похоронен вместе с женой на печетовском кладбище, возле выстроенного им храма. В советское время захоронение было разорено, но надгробные плиты недавно удалось обнаружить и вновь установить на прежнем месте.
Если речь про кутузку, стало быть, Кутузов?
Если речь про кутузку, стало быть, Кутузов?
Верно
Верно
Зочем я ответила...
Зочем я ответила...
Предлагаю написать, что ты размещала ответ под влиянием мошенников
Предлагаю написать, что ты размещала ответ под влиянием мошенников
Я размещала ответ под влиянием мошенников!
Я размещала ответ под влиянием мошенников!
Зочем я ответила...
И был жандарм Веников. Оттуда выражение "замели в кутузку"
И был жандарм Веников. Оттуда выражение "замели в кутузку"
я требую признать этот ответ правильным
я требую признать этот ответ правильным
Поддерживаю!