«Жук в муравейнике» на новый лад
Посмотрел я свежий трейлер будущего сериала по повести Аркадия и Бориса Стругацких «Жук в муравейнике» – «Полдень». Если честно, самый главный вопрос, который после просмотра у меня возник, состоит в следующем: «Зачем наши киноделы до сих пор продолжают экранизировать советскую, уже классическую, научную фантастику?»
Если кто не в курсе, «Жук в муравейнике» – это вторая книга из цикла о прогрессоре Максиме Каммерере. Прогрессоры – это такие ученые, которые ведут наблюдение за иными цивилизациями, внедряются в их социум, чтобы направлять и контролировать развитие инопланетян; самый яркий пример прогрессорства – книга АБС «Трудно быть богом». Вопрос этический, конечно же, у Стругацких всех этих действий тоже поднимается, особенно в последних книгах.

Первую – «Обитаемый остров» – бездарно экранизировал в «нулевые» Федор Бондарчук. Это там, где есть розовый танк с люком на дверных петлях; вечно улыбающийся, к месту и ни к месту, Василий Степанов в роли Максима Каммерера; попизженные из всех возможных западных фильмов спецэффекты, начиная «Матрицей» и заканчивая ЗВ с «Пятым элементом» – даже обвесы гвардейцев делали по образцу морпехов из «Звездного десанта», правда, использовав все, что только можно, из ближайшего магазина «Рыболов-охотник» и спиздив опять же все оставшееся у страйкболистов; уебанские голованы, гламурный Бондарчук в ванной с самотыком в зубах и прочая ахинея.
По итогу от Стругацких, социалистической утопии вперемешку с антиутопией, нормального приключения с хорошими гуманистическими идеями и развитием персонажей там ничего не осталось. Книга же, кстати, очень актуальной становится сегодня в связи с тем бардаком, что творится у нас в стране.
Книжный «Жук в муравейнике» резко поменял жанр по сравнению с «Обитаемым островом», в наше время его бы назвали остросюжетным триллером, в то время – просто социально-фантастическим детективом.
Третья книга цикла – «Волны гасят ветер» – мне кажется, в 90-е была в домашней библиотеке в каждом доме, причем никто ее, как правило, вообще не читал. Стоила она копейки, пылилась на книжной полке. В государственных библиотеках ее тоже было немерено – лично видел штук 7 на одном стеллаже в детской библиотеке в то время.

Вообще «Волны гасят ветер» – по сути, это конец условного цикла «Мира Полудня» АБС, вселенной, где утопические идеи Ефремова столкнулись с авторским в них разочарованием. Кстати, подозреваю, авторы сериала назвали его именно, совершенно бездумно, из-за этого условного цикла АБС о далеком социалистическом будущем (естественно, никакого социализма в кине не будет, а будет очередная хуйня, с нелепыми отсылками к реальности), в который входит девять книг:
«Попытка к бегству» (1962); «Далекая Радуга» (1963); «Трудно быть богом» (1964); «Беспокойство» (ранний вариант «Улитки на склоне», первая публикация 1991); «Обитаемый остров» (1969); «Малыш» (1971); «Парень из преисподней» (1974); «Жук в муравейнике» (1980); «Волны гасят ветер» (1985). Все они просто жемчужины советской и мировой фантастики. После у АБС идут очень сильная философская и социальная фантастика, зачастую очень мрачная и хорошо, как обычно, написанная.
Вообще, к чему вся эта затянувшаяся преамбула. Отвечу. На мой взгляд, современные киноделы не понимают, что на АБС, Булычеве, Крапивине и других воспитывались целые поколения. Их читали и читают до сих пор, часто переосмысливают и применяют к современности. Это не фантастика из разряда «бдыщ-бум», здесь будет мало красивой картинки и спецэффектов. Тем более, не приемлемы тут и идеи нашего идиотского реального мира, где все продается и покупается, включая и эти киноподелки. Наши же творческие пидорасы, прошу прощения, сценаристы и режиссеры, добавляют еще и своего дерьма, иногда полностью меняя смысл книги, как это уже было, например, с «Трудно быть богом» Алексея Германа.
В общем, в итоге. Смотреть это я, конечно, буду, в очередной раз наступая на грабли, плюясь и матерясь постфактум. Но для чего все это снимается, я так до сих пор и не понимаю. И, самое главное – для кого.
ПыСы 01. Сука, в сериале в очередной раз дикий мискаст. Максима Каммерера, блять, играет Юрий Колокольников (!) – он же, бляха-муха, реально на член похож, который играл в дерьмовом «Счастливом конце» по «Носу» Гоголя; Абалкина, твою бать – Максим Матвеев – это тот крендель, что в «Стилягах» Фреда играл. Сикорского – Ярмольник, Руматы, видно, ему не хватило. И даже Юлию Снигирь затащили, она Раду Гаал, возлюбленную Каммерера у Бондарчука играла в «Обитаемом острове», тут же Майю Глумову изображает.
ПыСы 02. Стишок о зверях, в которых стреляли, по легенде придуман сыном Бориса Стругацкого, использован в качестве эпиграфа именно в «Жук в муравейнике» и по сути отражает основную идею повести.
Стояли звери
Около двери,
В них стреляли,
Они умирали.
(Стишок очень маленького мальчика)
ПыСы 03. Сука-сука-сука!(
@NapalmRain пока редактировал пост, в очередной раз всплыла ошибка, сохранение автоматом, как я понимаю, не работает. Тап на пространстве, рядом с окном ошибки, не помогает. В этот раз появился едва заметный текст в окне, контрастом его высветлил, чтобы был читаем.
Второе. Меню с параметрами редактирования текста закрывается выделением, это очень неудобно. Некоторые параметры форматирования в этом случае недоступны, менюшка не перетаскивается, «прилипает» к выделению.
Неожиданно! Вот прям посмотрю!
Или "Когда я вижу очередную экранизацию классики научной фантастики"
> самый яркий пример прогрессорства – книга АБС «Трудно быть богом».
Чего? Откуда прогрессоры в ТББ? Не было их там. Если я не аргумент, вот цитата Бориса Стругацкого.
> В ТББ нет прогрессоров. Там — сотрудники Института Экспериментальной истории, собирающие материал для теории исторических последовательностей. И не более того. Все прочее — их личная (не одобряемая начальством!) самодеятельность. Прогрессоры в Мире Полудня появляются век спустя («Обитаемый остров», «Парень из преисподней»)
Присоединяюсь к ору. Фильмами убивают творчество великих фантастом.
Для меня Стругацкие - вершина фантастики.